СОВРЕМЕННЫЙ УРОК



Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физической культуры

Актуальность
Здоровье – важнейшая ценность человека. Сегодня наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья обучающихся по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, современная школа уделяет большое внимание вопросам формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Поэтому представители Министерства спорта и молодежной политики России предложили изменить общее количество часов в неделю, отведенных для занятий физической культурой в российских школах. Вместо двух уроков в неделю введена трехчасовая система преподавания физкультуры.
Проблема: привлечение школьников к занятиям физической культуры и их оздоровление.
Педагогическая идея – укрепление и сохранение здоровья школьников,  формирование у них убеждений в деле сохранения собственного здоровья и осознание здоровья не только как смысла жизни, но и как ресурса для повседневной жизни.
                                      Мое педагогическое кредо
                              ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА-ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ.
Цель моей педагогической деятельности-  правильно организовать двигательную активность обучающихся для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста.
В ходе работы поставлены следующие задачи:
·                 Создать для ребенка условия, при которых у него появиться желание заботиться о своем здоровье, оберегать, укреплять его, таким образом, формируя культуру здоровья у  воспитанников и учащихся.
·                 Пропагандировать  преимущества  здорового образа жизни, расширять кругозор  детей в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
·                 При помощи индивидуальных маршрутов внедрить в школьную жизнь систему «выращивания воспитанников», показывающих высокие спортивные результаты, а также система работы с детьми, имеющих слабое здоровье согласно медицинской справке.
·                 Развивать массовую физическую культуру и спорт в школе, прививать любовь к Родине и ответственность за здоровье последующих поколений, реализуя Президентскую программу «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ».
·             С целью совершенствования преподавания уроков физической культуры использовать информационно-коммуникативные технологии.
Для решения этих задач, использую в своей педагогической деятельности такие технологии как: здоровьесберегающая, ритмопластика,  интерактивная, проектная, игровая, ИКТ-технология.  Применяя данные технологии, особое место отвожу компетентностно-ориентированному (личностному) подходу,  для наилучшего достижения образовательного, воспитательного и оздоровительного результата.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования оздоровительных, инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека.
Адресная направленность
 Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая и используя в своей педагогической практике инновационные технологии.
Теоретическая база опыта
1.     Гужаловский А.А. «Развитие двигательных качеств  у школьников».
2.     Касаткина В.Н. «Здоровье»
3.     Хуторской А.В. «Компетентностный подход в образовательном процессе» и др..

Урочная деятельность
Урок физической культуры - главное звено в системе физическо­го воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной фор­мой занятий. Поэтому его содержание и форма должны иметь мотивированность для занятия учащимися физической культурой и укрепления своего здоровья, что позволяет поддерживать интерес к предмету.
Реализуя личностно-ориентированный подход, третий год подряд в начале учебного года провожу мониторинг здоровья по параметрам физического развития, физической и функциональной подготовленности школьников. Приложение 1.
На основе этого мониторинга осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения, учащиеся разделены на группы (постоянные и временные).
Исходя из показателей здоровья каждого обучающегося, я стараюсь урок построить с учетом их физического развития, давая нормированные нагрузки. Адекватным показателем реакции на нагрузку можно считать частоту сердечных сокращений. Пульс измеряется перед занятием, после пика нагрузки и через 1—2 минуты после пика нагрузки.
Регулирование нагрузки для каждого ребенка осуществляю за счет правильного выбора:
1.     форм организации деятельности: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные;
2.     методов выполнения физических упражнений: поточный, поочередный, одновременный;
3.     смены ориентиров, указателей, ограничителей;
4.     упражнений в сопротивлении, применении игр и эстафет, использовании ритмической гимнастики;
5.     изменения любой черты техники: положение тела, направление движения, форма траектории, скорости, темпа, ритма;
6.     применения активного отдыха чаще, чем пассивного.
Таким образом, к учащимся подхожу строго индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности каждого ученика в рамках здоровьесберегающей технологии. При этом, реализуя физкультурно-оздоровительное развитие учащихся, воспитываю в них такие драгоценные человеческие качества как веру в свои силы, волю и умение преодолевать трудности, настойчиво идти к цели, товарищество, дружбу и т.д.. Все это на спортивных соревнованиях способствует достижению уровня спортивных успехов.
Для развития образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физической культуры я использую:
1.     На разных этапах урока (разминка, игра, закрепление, рефлексия) и в зависимости от типа урока применяю музыкальное сопровождение. В зависимости от подобранной музыки определяется характер движения, его развитие. Музыка создаёт эмоциональную основу действия, способствуя тем самым претворению в жизнь здоровьесберегающей технологии;
Например:
Разминка в начале урока предусматривает упражнения на предупреждение плоскостопии, правильной осанки, слабого зрения. При этом обучающиеся имеющие абсолютное здоровье или одно из перечисленных заболеваний выполняют все упражнения, так как они носят и профилактический характер
2.     Применяю метод импровизации, предлагаю детям выполнить упражнения, передающие движения животных, образы растений, трудовую деятельность. Что им очень нравиться и раскрепощает их в эмоциональном фоне;
3.     На уроках в начальной школе и специальных (коррекционных) классах для развития речи детей, дополняю упражнения рифмованными текстами.
4.     При объяснении нового материала использую видео и фото ресурсы, которые подбираю на сайтах http://school-collection.edu.ru, http://pedsovet.org/, http://spo.1september.ru/urok/ и др. Сам составляю презентации к уроку или дети, освобожденные по медицинской справке готовят проект по определенной теме и защищают его при помощи презентации, выполненной  в программе Microsoft PowerPoint.
Не только ради интереса, но и для того,  чтобы ученик получил   определенный  багаж  знаний, я  использую   проектную технологию.    Метод проектов позволяет  создавать  для учащихся   условия для проведения самостоятельных исследований в области физической культуры, что приводит к осознанному  изучению   предмета.     Как правило,   все привыкли считать  предмет  физическую культуру   уроком, на котором учащиеся выполняют   упражнения двигательного характера.  Считают то,  что ребенок умеет  бегать, прыгать  - этого достаточно.  Но практика доказала, что учащийся который   знает   теоретический материал  более осознано подходит к  самому уроку.  Ученик, который сам   провел  небольшие  исследования  в области физической культуры понимает, насколько важно  знать, как правильно распределить нагрузку,  какие могут  быть  положительные  и отрицательные  моменты в ходе выполнения того или иного двигательного  упражнения. Опыт  применения  проектной технологии  доказывает, что ученик становиться  более просвещенным в области физической культуры,  что позволяет избежать  ситуации, которые могут нанести вред его здоровью. Метод проектов я применяю как в индивидуальной работе с учащимися, так и групповой. Обучающиеся работали над следующими проектами: «Подвижные игры» (Тарасенко Евгений, 9 класс, 2011г.), «Женщины в спорте» (Бахтина Дарья, 6 класс, 2012г.), «Влияние на физическое развитие игры баскетбол» (Парыгин Сергей, 8 класс, 2011г.), «ХК «Авангард»: взлеты и падения» (Анищенко Андрей, 8 класс, 2013г.)
Применение метода проектов и ИКТ-это источник новой учебной информации, средство наглядного пособия, опора для организации учебной деятельности учащихся.  
5.     Использую прием «Учитель». Суть этого приема заключается в том, что на разных этапах урока тот или иной ученик проводит либо разминку, либо  валеологическую беседу (заранее дается задание), либо выступает в роли судьи при игре и т.д., при этом он следит за правильным выполнением упражнений других учащихся в классе. Данный прием развивает коммуникативную компетентность у обучающихся, учит наблюдать, контролировать и оценивать.
Например:
Тема урока «Баскетбол». Класс делится на 2-3 группы, в каждой группе выбирается лидер, который проводит разминку для своей группы, основную часть урока (элементы игры и тактические действия), и заключительная часть двусторонняя игра на одно кольцо.
Здесь раскрываются лидерские качества, решение практической ситуации, умение услышать друг друга и договориться.
6.              Использую систему самооценивания и взаимооценивания обучающихся, на основе разработанных мною критерий оценки. Дети самостоятельно работают с оценочными листами. Результаты из оценочных листов на уроке заносятся в диагностическую карту каждого учащегося. В конце года составляется график достижений каждого ребенка. Такая работа помогает сделать анализ физического развития каждого обучающегося, выявить проблемы, которым необходимо уделить особое внимание, наметить план дальнейшей работы (например, разработать комплекс упражнений с определенной физической нагрузкой или определить направление спортивной деятельности для совершенствования тех или иных физических способностей и навыков). Приложение 2.
7.              Провожу интегрированные уроки. Такое занятие необычно и интересно детям потому, что их интересует вопрос как разные учителя-предметники будут вести один урок.
Например:
Физическая культура + история «Олимпийские игры» 5 класс - ребята не только выполняют физические упражнения, но и знакомятся с историей возникновения Олимпийских игр.
Физическая культура + ОБЖ «ЗОЖ» 11 класс - способствует формированию  гражданскому мировоззрению, поиску путей реализации собственных возможностей.  
Физическая культура + биология «Работа мышц» 8 класс – раскрытие резервов собственного организма в процессе выполнения нагрузки, изменение пульса и его восстановление.
В результате интегрированных уроков дети довольны заданиями, которые предлагают им учителя и у них формируются межпредметные связи.
8.     Практикуются персональные домашние задания. Учащиеся самостоятельно находят определенный материал по теме и преподносят своим одноклассникам. Форму выбирают сами, это может быть: презентации, беседа, упражнения, кино-проект, плакат, коллаж, буклет и т.д..
Например:
Тема урока «Волейбол». Д/З: Подготовить краткое выступление на 2-3мин. об истории волейбольного спорта, об известных волейболистах или подготовить комплекс упражнений, оказывающих благотворное влияние на работу определенной группы мышц организма.
Осуществление компетентностно-деятельного подхода в подготовке домашнего задания увеличивает доли самостоятельной работы, которая носит не только творческий,  поисковый и исследовательский характер, но и самостоятельное занятие физической культурой дома.
9.     Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. Особое внимание уделяю одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них составлены индивидуальные планы. Приложение 3.
Индивидуальные маршруты физического воспитания развивают у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
В рамках компетентностного подхода данные методы и приемы на уроках физической культуры способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся, таких как:
 личностная компетенция (личностное самовыражение и саморазвитие; умение контролировать физическое состояние организма);
 социальная компетентность (ориентированность на подготовку к предстоящей жизнедеятельности);
учебно-познавательная  компетентность (познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности);
информационная компетенция (использование  учащимся различных информационных ресурсов);
коммуникативная  компетентность (владение разными видами информации,  умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой, выработка собственной позиции по данным вопросам, умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников, умение применять различные способы  взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);
компьютерная компетентность (умение решать учебные задачи при помощи компьютера, компьютерных программ и работы в сети Интернет).
Таким образом, урок физической культуры должен соответствовать стандартам образования, учитывать индивидуальные особенности физического развития детей, учитывать интересы ребенка и его родителей в плане формирования представлений о ведении здорового образа жизни, должен носить деятельностный характер для развития ключевых компетенций у обучающихся, способствовать развитию образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся.
Поставленные задачи в рамках проблемы нельзя решить только на  трех уроках в неделю физической культуры, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. Данную работу я провожу в комплексе с организацией внеурочной деятельности.


Приложение 1 
Таблица показателей конкретного ребенка (юноша) 11класса, регулярно занимающегося спортом
     Учебный год
        




Показатели
2011-2012гг
2012-2013гг
2013-2014гг
Рост
173см
175см
176см
Масса тела
56
60
61
Окружность
грудной клетки
В покое
83
84
85
На вдохе
87
88
89
На выдохе
80
81
83
Жизненная емкость легких
3500
3600
3700
Прыжок в длину с места (См)
246
260
272
Подъем туловища за 30сек.(раз)
33
36
43
Бег 1 км (мин/сек)
3,50
3,45
3,35
  Гибкость  (+/- см)
+2
+3
+5

Ознакомившись со статистическими данными таблицы, можно сделать следующий вывод:
Юноша регулярно занимающийся спортом имеет стабильный рост физического развития и хорошие показатели роста физического здоровья.


Таблица показателей конкретного ребенка (юноша) 11класса, нерегулярно занимающегося спортом
     Учебный год
        




Показатели
2011-2012гг
2012-2013гг
2013-2014гг
Рост
162см
162см
162см
Масса тела
52
52
53
Окружность
грудной клетки
В покое
73
74
75
На вдохе
77
78
79
На выдохе
70
71
73
Жизненная емкость легких
3000
3000
3100
Прыжок в длину с места (см)
173
175
176
Подъем туловища за 30сек.(раз)
26
27
28
Бег 1 км (мин/сек)
4, 02
3,55
3, 50
  Гибкость  (+/- см)
-2
-1
+1
Ознакомившись со статистическими данными таблицы, можно сделать следующий вывод, что юноша, не занимающийся регулярно спортом имеет слабый рост физического развития и показатели здоровья.





Приложение 2
Карта динамики достижений ученика 9 класса Чернакова Антона по  физической культуре за 2011-2012 учебный год.
% усвоения
Материала
                                          Проверочные задания ( тематика, формы)
Уровни усвоения
Подтягивание
Сгибание разгибание рук в упоре, раз
Подъем  туло -вища за 30 сек.
Наклон вперёд из положения сидя, см
Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 1000 м, мин, сек
Прыжок в длину с места  в см
олимпиада
Школьные соревнования
Муниципальные соревнования
Региональные соревнования
Всероссийские соревнования

100%












Высокий уровень
90 %












80%

45






8



Достаточный уровень
70 %


33









60%
16


13
8.8
3.55
242





Необходимый уровень
50%












40 %









3


30 %







19


1
1
Низкий уровень
20 %












Недопустимый уровень
10 %












0 %













Карта динамики достижений ученика 10 класса Чернакова Антона по  физической культуре за 2012-2013 учебный год.
% усвоения
Материала
                                          Проверочные задания ( тематика, формы)
Уровни усвоения
Подтягивание
Сгибание разгибание рук в упоре, раз
Подъем  туло -вища за 30 сек.
Наклон вперёд из положения сидя, см
Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 1000 м, мин, сек
Прыжок в длину с места  в см
олимпиада
Школьные соревнования
Муниципальные соревнования
Региональные соревнования
Всероссийские соревнования

100%












Высокий уровень
90 %

50
43



255

10



80%
18











Достаточный уровень
70 %



16
8.
3.40.



8


60%







35




Необходимый уровень
50%










3
3
40 %












30 %












Низкий уровень

20 %












Недопустимый уровень
10 %












0 %












Критерии оценивания:
Недопустимый уровень – соответствие школьным нормативам на оценку три
Низкий уровень – соответствие школьным нормативам на оценку четыре
Необходимый уровень – соответствие  школьным нормативам на оценку пять
Достаточный  уровень – уровень развития учащегося, превышающий школьные нормативы и позволяющий выступить на соревнованиях муниципального уровня
Высокий уровень – уровень развития учащегося, значительно превышающий школьные нормативы и позволяющий выступить на соревнованиях регионального и всеросийского уровня

Вывод:
2011-2012 учебный год: Уровень физического развития ученика 9 класса Чернакова Антона соответствует необходимому уровню.  Также можно выделить у обучающегося потенциал к занятиям легкой атлетикой (показатели 5,6,7). Низкий уровень участия в региональных и всероссийских соревнованиях (показатель 11, 12).
 Для развития легкоатлетических способностей необходимо:
1.     Соблюдать режим дня
2.     Совершать утренние и вечерние пробежки (дистанция от 3 до 5 км)
3.     Выполнять комплекс упражнений для развития мышц ног, рук, спины, легких.
Но недостаточен теоретический уровень знаний (показатель 8), для увеличения знаний по теории составлен список необходимой научной литературы:
1.     Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта, М.: Академия, 2001
2.     Курысь В.Н.Основы силовой подготовки юношей, М.: Советский спорт, 2004
3.     Макарова Г.А.Спортивная медицина, М.: Советский спорт, 2003

2012-2013 учебный год: Соблюдая индивидуальный план занятий удалось добиться значительного роста показателей по легкой атлетики, заметен рост теоретической базы знаний, рост участия в региональных и всероссийских соревнованиях.
Рекомендации: соблюдения индивидуального плана развития с увеличением физических нагрузок.

Приложение 3
Индивидуальный маршрут по физической культуре ученика 11 класса
Чернакова Антона

Задания и темы.
 Формы
Сроки проведения
 Конечный результат

2013-2014 уч.год
                      

Урочные и внеурочные мероприятия    
 1 четверть

 Обсуждение индивидуальной программы
 Выработка совместных действий по индивидуальной.программе 2013-2014 уч.г.
сентябрь
Индивидуальный маршрут

 Диагностическая работа по определению уровня обучаемости по физической культуре
 Определения уровня обучаемости,развития ОУУН
сентябрь
 Высший уронень развития.

Участие в школьном празднике «ДЕНЬ БЕГУНА»
Подготовка команды
сентября
 
Занял 1 место

 Подготовка к районному кроссу
Тренировочный процесс
сентябрь

 Участие в школьной олимпиаде
Развитие интеллектуальных способностей

октябрь
участник

 2 четверть.

 Сбор и Систематизация материала по выполнению исследовательской работы
Написание чернового материала исследовательской работы.
До 30 ноября.
Создание чернового варианта

Участие в районных соревнованиях
Показать двигательные умения и навыки
По плану




3-4 четверть.

Создание презентации
 Подготовка к презентации по научно-практической конференции
декабрь
Демонстрация презентации.


Систематизация материала для написания реферата
Написание чернового варианта для развития исследовательской сферы
февраль
Создание чернового варианта.

 Определение динамики развития уровня обучаемости и свормированности ОУУН
Диагностика уровня обучаемости ,
февраль
Выполнения тестирования по теории ф.к.

 Развитие уровней обучаемости и уровня сформированности ОУУН    исследовательских способностей
Мониторинг повышения двигательной активности
март
Выполнение контрольных нормативов

Участие в районных соревнованиях
 Тренировочный процесс
апрель





2 комментария:

  1. Желаю удачи!!! Вся твоя семья тебя любит и поддерживает!

    ОтветитьУдалить
  2. Желание - это миллион возможностей. Пусть Ваши мечты все сбудутся! Удачи в конкурсе!

    ОтветитьУдалить